Тонкости эксплуатации АКПП

акпп

В изложенных материалах приводятся ответы на вопросы, часто задаваемые владельцами автомобилей с автоматическими трансмиссиями. В использованной терминологии нет строгости, отчасти из-за стремления к краткости и простоте изложения, отчасти из-за отсутствия однозначной терминологии в оригинальной профессиональной литературе и отсутствия однозначного технически грамотного перевода некоторых терминов. Конечно же, то, что заливается в АКПП правильнее называть жидкостью для автоматических трансмиссий (ATF), а не маслом, т.к. оно является не только смазывающим веществом, но и рабочим телом. Но даже в западной литературе используются оба термина. Или каким коротким термином можно заменить: “рукоятка выбора режима работы автоматической трансмиссии”? Как вариант, для простоты изложения ниже используется”селектор передач”.
Некоторые слова практически прижились в отечественной терминологии в их оригинальном виде из-за отсутствия подходящего технически грамотного и главное короткого перевода. Например, кикдаун (kickdown), буквально – удар ногой вниз. Иногда, в изложенных ниже материалах можно найти противоречия инструкциям по эксплуатации автомобилей. Дело в том, что материал подбирался в первую очередь на основе практического опыта. Например, требования инструкции по эксплуатации проверять уровень ATF раз в 15 тысяч км. (что равносильно отсутствию необходимости проверять уровень) плохо сочетается с реальностью. И последнее. Невозможно писать сразу обо всех трансмиссиях, поэтому в тексте есть некоторые несущественные неточности. И чем больше вдаваться в подробности, тем труднее изложить материал так, чтобы он соответствовал всем существующим типам АКПП. Чем подробнее описание, тем больше частных случаев.

Вашему вниманию предлагается некоторый уровень детализации материала, подготовленного на основе опыта ремонта многих автоматических трансмиссий.

Как проверить уровень ATF в АКПП?

В большинстве типов АКПП уровень ATF (Automatic Transmission Fluid) проверяется при работающем двигателе и селекторе передач находящемся в положении P(парк). На щупе может быть несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню ATF в прогретой трансмиссии. Иногда этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью . Для того чтобы прогреть трансмиссию до рабочей температуры нужно проехать километров 15-20. Автомобиль с прогретой АКПП необходимо поставить на горизонтальной площадке. Щуп нужно вытащить, насухо вытереть, вставить в щуповую трубу до упора и извлечь. Сухое место на щупе будет соответствовать уровню масла в АКПП. Если щуп плоский, смотреть нужно с обеих сторон. Иногда на щупе есть еще метки, соответствующие уровню ATF в непрогретой трансмиссии. Эти вспомогательные метки помогают выставить уровень масла, например, при его замене. Окончательно уровень проверяется после прогрева трансмиссии, как описано выше. Есть трансмиссии, в которых уровень проверяется в положении селектора передач (нейтраль). Это переднеприводные АКПП производства Mitsubishi (и аналогичные на автомобилях Proton и Hyundai). Хочу отметить, что речь идет не о моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные коробки и Mitsubishi встречаются как на автомобилях Mitsubishi, так и на автомобилях Chrysler (Dodge). Общее замечание – обратите внимание на щуп. Часто на нем бывает написано, в каком положении селектора проверяется уровень и тип рекомендуемой ATF. Есть особый случай – Honda и Acura. Уровень проверяется так же после прогрева трансмиссии, но при заглушенном двигателе. Бывает так, что щуповая труба есть, а вместо щупа – просто пробка. Если не хочется периодически заезжать в сервис для проверки уровня, то без самодельного щупа не обойтись. И еще есть вариант – с контрольной пробкой уровня, т.е. лишнее масло вытекает через контрольную пробку. Причем на пятискоростных .

Чем чреват заниженный/завышенный уровень ATF в трансмиссии?

Слишком низкий уровень ATF чреват тем, что насос вместе с маслом начнет засасывать воздух. В результате образуется воздушно-масляная <эмульсия>, которая, в отличие от масла, хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и теплопроводность. Эксплуатация автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро выведет ее из строя. Объем такой <эмульсии> резко увеличивается, масло может даже выбивать из сапуна коробки. При проверке уровня, может показаться, что он завышен. В этом случае мотор надо заглушить, дать время маслу отстояться и, не заводя мотора проверить уровень. Если на щупе совсем не окажется масла, то можно смело долить литр ATF, а то и два. Масло может вспениваться и вращающимися шестернями, если уровень настолько высок, что масло начинает доставать до вращающихся планетарных механизмов. Хотелось бы отметить, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с пенящимся маслом, которое представляет собой равномерно вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками
воздуха.

Что означают символы, обозначающие положения селектора передач?

Нет единой системы обозначений положения селектора передач за исключением общих символов P, R, N.

P – Park. Режим парковки. Выходной вал АКПП фиксируется собачкой. R – Reverse. Режим заднего хода. N – Neutral. Режим аналогичный такому же в механической коробке передач. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты. В европейских машинах: D 2 1 – для трехступенчатых трансмиссий D 3 2 1 (или D 3 2) – для четырехступенчатых трансмиссий D 4 3 2 для пятиступенчатых трансмиссий. Цифры соответствуют верхней, доступной передаче, в положении селектора D – доступны все передачи. В американских машинах с повышающей передачей: OD D 2 1, либо OD 2 1 (плюс кнопка, управляющая овердрайвом ), либо OD D 1. Без повышающей передачи: D 2 1. Иногда вместо D пишут 3. Цифры, также соответствуют верхней разрешенной передаче, D – разрешена третья передача, OD – разрешены все передачи. В японских машинах: D 2 1 плюс кнопка , запрещающая в положении D повышающую передачу. Иногда, вместо 1 пишут L (Low). Mazda: D S L. В режиме Hold On: S – вторая принудительная передача, D – третья принудительная передача. В режиме Hold Off: S – доступны 1-я, 2-я и 3-я передачи, D – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я передачи.

Как часто менять масло в АКПП?

Сроки замены ATF зависят от типа АКПП, и обычно составляют не менее 30 тыс. миль (либо 2 года) при нормальных условиях эксплуатации и 15 тыс. миль (либо год) при условиях эксплуатации, отличных от нормальных (жаркий климат, холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). В некоторых дорогих моделях (например, BMW 750) по инструкции замена ATF вообще не предусмотрена. Придерживаться установленных сроков замены следует, если в процессе эксплуатации не происходит значительного изменения качества масла. Если масло темнеет и/или приобретает запах горелого, требуется его заменить, не дожидаясь очередного срока замены. Помните, что при замене меняется далеко не весь объем ATF. При замене масла в АКПП меняется также прокладка поддона и фильтр (если фильтр представляет собой мелкую металлическую сетку, то допускается использование старого после промывки и продувки сжатым воздухом).

Для чего нужны дополнительные кнопки (переключатели) управления?

Бывает, что селектор передач – это единственный орган управления режимами работы АКПП. Но зачастую помимо селектора передач, режимами работы АКПП управляют различные дополнительные кнопки и клавиши, количество которых и обозначения могут отличаться в зависимости от модели автомашины. Ниже через дробь указаны различные наименования сходных по смыслу органов управления: HOLD/MANUAL/MANU – режим, в котором недоступна повышающая передача, и трансмиссия отрабатывает принудительные передачи, соответствующие положению селектора передач.
1 – только первая, 2 – только вторая, 3 – только третья (трогаться может со 2-й, но, чуть тронувшись, включает 3-ю). S/SPORT/POWER/PWR, E/ECON – спортивный и экономичный режимы. Отличаются тем, что при одном и том же положении педали газа в спортивном режиме переключения передач будут происходить на более высоких оборотах двигателя (более высокой скорости), а в экономичном – наоборот. W/WINTER/символ снежинки – зимний режим. В зависимости от модели АКПП и положения селектора передач, трогание может осуществляться со 2-й или даже 3-й передачи. В этом режиме легче трогаться на скользкой дороге. OD OFF – кнопка, в зависимости от положения которой – повышающая передача (overdrive) доступна, либо нет. Состояние этих дополнительных органов управления обычно отображается соответствующими надписями на панели приборов.

Что такое овердрайв (overdrive)?

Овердрайвом на американских и японских автомобилях называют повышающую четвертую либо пятую (в зависимости от конструкции АКПП) передачу. Обозначается как O/D , либо D внутри буквы O (D в кружочке).

Можно ли переключать селектор передач на ходу?

Во-первых, нельзя до полной остановки автомобиля переводить рычаг в положение (Park). Механизм парковки довольно надежный, но при определенном усердии легко ломается. Во-вторых, при движении вперед, нельзя до полной остановки автомобиля переводить рычаг селектора в положение (задний ход). Надо отметить, что современные АКПП имеют защиту от такого варварства и не отрабатывают задний ход, если автомобиль движется вперед быстрее некоторой заданной скорости (6-10 км/ч). Для других режимов (OD, D, 2, 1) допускается переход в зависимости от изменения условий движения, но при отпущенной педали газа наименее вреден для АКПП. Что будет, если на 100 км/ч воткнуть “1”? Исправная (пока еще) трансмиссия будет постепенно переключаться на пониженные передачи по мере снижения скорости, не закладывая стрелку тахометра в красную зону. Если вы часто испытываете необходимость менять режимы работы АКПП, не мучайте понапрасну себя и коробку, пересядьте на механику.

Следует ли переводить рычаг селектора в при остановке у светофора?

Имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. В остальных случаях не имеет смысла.

Нужно ли использовать стояночный тормоз на стоянке, если селектор передач находится в положении Park?

Для надежной фиксации автомобиля при стоянке на относительно ровных участках исправного механизма парковки АКПП вполне достаточно. При стоянке на склонах надо обязательно использовать стояночный тормоз!

Можно ли буксовать на машине с АКПП?

Ничего криминального при буксовании в АКПП не происходит. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа). Основную опасность при буксовании представляет попытка выбраться при помощи раскачки как на автомобиле с механической коробкой, поочередно включая то переднюю, то заднюю передачу. Время включения передач больше, чем необходимо для раскачки. Подгазовка при неуспевшей еще включиться передаче сопровождается проскальзыванием фрикционов и ударами, что выводит АКПП из строя. Для более уверенного трогания на скользкой дороге – используйте зимний режим, что снизит крутящий момент на ведущих колесах.